Компании: | 1 109 |
Товары и услуги: | 1 343 |
Статьи и публикации: | 123 |
Тендеры и вакансии: | 37 |
Адрес | 655220, Российская Федерация, Республика Хакасия, Ширинский район, п. Жемчужный |
Телефон | 8 (39035) 973-59 |
Факс | 8 (39035) 973-59 |
Сайт | www.kurort-shira.ru |
Электронная почта | отправить письмо |
Курорт "Озеро Шира" является курортом республиканского значения, находиться в 340 км. от г.Красноярска, в 160 км. от областного центра - г.Абакана и в 12 км. от ст. Шира Красноярской железной дороги, откуда отдыхающие доставляются автобусом, с административными центрами Красноярского края и р.Хакасия связан сетью автомобильных дорог с междугородним автобусным сообщением. В радиусе от 100 до 150 км природного комплекса Шира нет промышленных предприятий.
В составе ширинской лечебной иловой грязи преобладают соли сернокислого кальция, углекислого натрия, магния и железа. Применяется она в виде различных аппликаций, грязевых тампонов, гальваногрязи. Лечебная грязь озера действует совокупностью своих физических и химических свойств, оказывая на организм, разностороннее действие. Под влиянием тепла расширяются сосуды кожи, учащается пульс, дыхание, повышается наружная и внутренняя температура тела. Механическое воздействие грязи на организм подобно действию массажа. Грязевые аппликации уменьшают боль, способствуют рассасыванию воспалительного очага. Грязь воздействует на отдельные органы и системы организма, на физическо-химические свойства крови, ее ферменты, влияет на обмен веществ и улучшает питание тканей, оказывает активизирующее влияние на кожу и слизистые оболочки, возбуждает нервные окончания в коже, слизистой оболочке, образует биологически активные вещества. Гормональное действие грязи зависит от содержания в ней гормонов типа фолликулина. Биологическое действие грязи зависит от содержания в ней гумусовых веществ, свободных кислот, бактериофагов, биостимуляторов и т.д.
Курорт располагает хорошо оснащенной лечебно-диагностической базой. Используются современные методики диагностики и лечения. Имеются клиническая, биохимическая лаборатории , рентгенологический кабинет, кабинет УЗИ, ванное и грязевое отделения, физиотерапевтическое отделение, стоматологический, зубопротезный и косметический кабинеты. Применяются иглорефлексотерапия, фиброгастроскопия, японский массаж. Работают кабинеты психотерапии и лечебной физкультуры, спортзал, бассейн и сауна.
С. П. Кадышев "Алтын чюс"
Дальняя дорога да долгие сумерки, мимолетные знакомства под стук вагонных колес, разговоры о том, о сем или исповедь, о наболевшем — чего только ни случается в купе. В этой банальной для многих ситуации иногда бывают такие откровения, о которых всю жизнь вспоминается. Уже не помнишь, куда и зачем ехал, облик собеседника давно в памяти стерся, а его история нет-нет да вспомнится. И уже от нее не отвяжешься.
Так и в тот раз. Сгущалась темнота за вагонным окном, у проводницы до последней капли кончилась заварка, и я уже в который раз забирался на полку, пытаясь задремать. Старик внизу ворочался-ворочался, потом сел, долго глядел в темное окошко и, не выдержав молчания, заговорил:
— Мы, однако, все в Шира сели. Знаменитое место, скажу я вам. Да это и сами знаете, а? Но вот почему озеро так назвали? — и не дождавшись ни от кого утвердительного ответа, начал рассказ.
Откуда-то в его манере речи вдруг появились сказовые мотивы. Речь полилась плавно и неторопливо, одна за другой выплывали необыкновенные метафоры. Видимо, из давным-давно, от отцов-прадедов, из генетической памяти, шла к нему легенда. Может быть, одна единственная, а может, одна из множества.
...В давние-давние времена, их ни деды, ни прадеды не помнят, а уже после, как от Боруса вода отхлынула после потопа, и снова в горах тайга зашумела, и в степи ковыли заволновались, люди вместе с духами жили. Когда угождали им — мир соблюдался. Да другому духу, неукротимому и вздорному, все поперек кажется. Он, дух, то ветер-смерч над землей завертит, то пал огневой на степь пустит, то наводнение устроит. Всё новой угоды от людей ждет.
В те времена в ширинской степи род жил: в морозы на зимниках стоял, летом овец и коней по травам пас. По древним обычаям люди жили, любились-женились, детей рожали, старое вспоминали, о будущем думали, сказки сказывали, песни пели. И жила в роду девушка, красотой наливалась, пятьдесят косичек заплетала, тахпах пела:
Дерево зеленое около озера,
да тень его на воде,
давно собрался этот народ,
да на меня только и смотрит.
Многие на нее засматривались, да не каждому она взгляд приветливый дарила, суженого-ряженого ждала. Обычное дело. Только к сердцу девичьему всегда тропинка найдется, добрый парень обязательно ее протопчет. Так и здесь. Нашелся Силиг-оол (красивый парень), заворожил девичьи глаза смелой повадкой, словами заветными, совсем вскружил голову. И все бы у них ладно было, к свадьбе дело шло, уже родственники к пиру готовились, калым складывали. Да видно не под счастливой звездой оба родились. Попалась Шира, так девушку звали, на глаза злому духу, решил он ее себе в жены взять, у рода людского отобрать. Никакой силы нет отбиться от вздорного.
А парню не по нутру духовы приставания, решил защитить любимую. Сел на коня, лук и стрелы взял, саблю острую — вызвал духа на смертный бой. Встретились они в степи пустой и гладкой, семь дней и семь ночей бились. Где саблей махнут — лог появится, где кони копытами землю взбороздят — гряда сопок вырастет. Устал парень биться, может, в трудный миг добрую молитву забыл или еще что, всякое случается, не каждому удается силу темную одолеть.
Только взмахнул злой дух саблей — и пал парень под копыта своего коня. А девушка за поединком наблюдала. Как увидела гибель любимого, бросилась к нему, обняла несчастливого, горько зарыдала-запричитала.
Хотел дух схватить девушку да к себе тащить, а она взмолила Мать-Солнце о смерти скорой. И там, где парень под копыта пал — гора поднялась. Кто Улгу-тас называл, кто — Улгу-тигей. По-разному назвать можно. А где девушка у груди его плакала, озеро горько-соленое разлилось огромное. С тех пор Шира называется...
Так или другими словами старик легенду рассказывал, не суть важно. Только, действительно, и озеро Шира есть, и с его северо-восточной стороны, если взглянуть на подъезде, горы напоминают человеку с воображением фигуру лежащего. Отсюда и Улгу-тас с Улгу-тигеем. что в переводе с хакасского означают Каменная фигура и Фигурная вершина.
Помимо приведенной легенды, в самом деле, занимательно и другое. Почему все-таки родилось название Шира, сохранились ли его корни в современности. Есть ведь несколько вполне официальных версий о его происхождении. Например, бывший главный врач курорта "Озеро Шира" А. Охота 14 сентября 1972 года в газете "Знамя коммунизма" переводила название, как "Желтое море". А автор "Топонимического словаря Хакасско-Минусинского края", выпущенного в Абакане в 1995 году, В. Бутанаев дает иное толкование: "Сыра кол" (Бражное. то есть лекарственное озеро) —оз. Шира в степи Чулымско-Енисейской впадины (Ширинский район)". Доводилось слышать перевод названия и как "Красивое озеро". А по одной из версий и вовсе назвали озеро по имени парня, растерзанного конями по велению хана. Наверное, у кого-то есть и другие версии.
Давайте заглянем в "Справочник личных имен народов РСФСР". Здесь есть раздел об алтайских и хакасских именах. Так вот, если у алтайцев имена на "ш" встречаются, то хакасских имен, женских и мужских, нет совершенно. И вообще, для хакасского языка не характерны имена и топонимы, начинающиеся со звука "ш". По крайней мере и в академическом хакасско-русском словаре таких слов чрезвычайно мало, причем только из кызыльского диалекта. И все они очень уж далеки от гидронима "Шира". Разве что при богатом воображении можно приблизить слова "шыбдыраш" (шорох) или "шырлош" (пискливый) к названию озера.
А вот еще любопытная деталь. Почему "Шира" не склоняется по падежам? Это позволяют себе только приезжие и незнакомые с хакасскими названиями. Да, исключения из правил подобного рода есть, и именно — для слов с окончанием на "а". И, как правило, такие названия восходят к очень глубокой древности. Так, может, и наше "Шира" родилось в незапамятные времена, на космическом удалении от современных языков и диалектов?
А может быть, более вероятна версия о происхождении названия от бражно-лекарственного "сыра". Первый звук вполне мог превратиться в "ш" хотя бы потому, что в русском произношении "с" спокойно могло превратиться в "и" — из свистящего в шипящий звук. Наверное, нельзя отбросить версию о происхождении из прилагательного "сарыг" (желтый), правда, с тем же ассимилированным "с" в "ш". Сам признак "желтого" мог родиться от вида часто выгоравших степей, вернее, засыхавших. Да и мало ли изменений в топонимике происходит даже сегодня, в постоянном соседстве разных языков, а что уж говорить о древности.
Однако полностью отрицать то, что "Шира" могло произойти от имени женщины, тоже не стоит. В древнейшей мифологии, а ее источники, по исследованиям ученых, лежат в верхнем палеолите, слишком большое место отводится женскому началу. Это трудно представить, но уже 35—20 тысяч лет назад древний человек пытался размышлять о происхождении Вселенной и Природы. И самым естественным путем в большинстве мифов приходил к выводу о том, что в начале начал должна быть Мать-Женщина, Мать-Солнце.
Каждый из нас может привести множество примеров, когда героиней выступает женщина Это и в нашей легенде, и в знаменитых кадышевских поэмах "Алтын Арыг" и "Алтын Чюс". Впечатляющие доказательства связи мифологии и живой жизни в глубокой древности донесла до наших дней и археология. Не будем приводить примеры мирового масштаба, их достаточно и в нашей Хакасии, где сохранились тысячи археологических памятников. Стоит хотя бы однажды заглянуть в Абаканский, Минусинский или же в Ширинский краеведческие музеи или отправиться по местам находок.
В свое время около озера Шира была найдена статуя зооморфной женщины с рогами коровы и с волком на груди, позднее описанная Л. Р. Кызласовым в книге "Древнейшая Хакасия". Примерно такие же статуэтки зооморфного характера, то есть совмещающие в себе образы человека и какого-либо зверя, были обнаружены и на знаменитой палеолитической стоянке в Малой Сые (около 34 тысяч лет назад). Вернемся к ширинской Женщине и ее описанию М.Д. Хлобыстиной в "Говорящих камнях": "Особенно впечатляет уже упоминающаяся статуя с озера Шира, изображения на которой "читаются" по-разному с различных сторон. В с фас это бюст женщины, в боковом ракурсе — голова волка, пытающегося лапами и оскаленной пастью схватить крупный астральный или солярный знак, помещенный внизу живота женской фигуры. Лоб и глаза зверя — это одновременно грудь женщины, контуры его пасти — ее живот и спина, лапы зверя — ее руки".
Уже по одному этому описанию нетрудно представить, что древний скульптор с берегов озера Шира воедино связывал Космос, Природу и женское начало. Нетрудно представить и то, что, по всей вероятности, уже в те времена бытовали фольклорные либо религиозные персонажи, ведь древний человек населял окружающий мир или себе подобными духами и богами, или соединял их в своем восприятии, причем совершенно конкретном, а не абстрактном, как это может показаться на первый взгляд, с непосредственными образами живой природы. И почему бы тогда не допустить, что уже в древние времена зародились истоки многочисленных сказаний о
происхождении той или иной горы, водоема, долины и их конкретных названий, даже имен человеческих?
Конечно, до наших времен могли дожить лишь языковые трансформации, а не первые варианты, зато остались практически в нетронутом виде наскальные рисунки, писаницы. И опять доказательства не надо искать за тридевять земель, достаточно посмотреть на героический эпос в камне, запечатленный на Четвертом Сундуке в долине Белого Июса — это надо увидеть!
То есть образ девушки, от слез превратившейся в озеро, причем горько-соленое, вполне мог родиться и в верхнем палеолите, и в татарскую или таштыкскую эпоху. И легенда, тогда родившаяся, вполне могла пройти сквозь генетическую память до нас. В хакасских наименованиях, как, впрочем, и в топонимике любого другого региона на нашей планете, необычайно точно отражаются географические и исторические особенности той местности, где жил и живет человек. Флора и фауна, ландшафт, места битв или границы владений — без этого человек слеп, он просто не в состоянии ориентироваться в окружающем мире. Ну что это будет за охотник или кочевник, если он не назовет гору, около которой пал его рыжий конь, Позырах ат (Бузургат), ведь таким образом он без всякой топографической карты наносит ориентир на местности и для себя, и для потомков. Так же произошло, по всей вероятности, с названием озера Шира, когда люди на первое место поставили именно его соленость и лечебное предназначение, заодно увязав этот "признак" с древнейшим сводом сказаний.